Автор: Sarah Green Carmichael
Я провела много времени в поисках идеального распорядка дня. Но с тех пор, как годы бумажных календарей с цветной маркировкой уступили место облачным приложениям для составления расписаний, рутина продолжает ускользать от меня; каждый день — это новый день, такой же непредсказуемый, как родео на быке, и так же быстро заканчивающийся.
Я была очарована книгой Карри Мэйсона «Режим гения. Распорядок дня великих людей». Автор изучил распорядок дня 161 известных выдающихся личностей: художников, писателей, композиторов, а также философов, ученых и других мыслителей.
По мере чтения я убедилась, что для этих гениев четкий распорядок дня был не просто роскошью — он был необходимостью для работы. Как говорит Керри, «твердая рутина способствует формированию наезженной колеи для умственной энергии и помогает противостоять тирании настроения». И хотя сама книга представляет собой скорее набор наблюдений, а не руководство к действию, я заметила несколько общих элементов в жизни здоровых гениев (тех, кто больше полагался на дисциплину, чем на вредные стимуляторы), которые позволяли им наслаждаться преимуществами рутины, повышающей производительность:
Минимум отвлекающих факторов на рабочем месте. Джейн Остин просила никогда не смазывать маслом одну скрипучую петлю двери, чтобы всегда слышать, когда кто-то входит в комнату, где она пишет. Уильям Фолкнер, не имея замка на двери своего кабинета, просто снимал дверную ручку и приносил ее с собой в комнату — о чем современный работник офисного опен-спейса может только мечтать. Семья Марка Твена знала, что лучше не ломиться в дверь его кабинета — если он им был нужен, они дудели в рожок, чтобы выманить его. Грэм Грин пошел еще дальше: он снял секретный офис, адрес и телефон которого знала только его жена. Если Н.К.Уайет не мог сосредоточиться, он приклеивал к очкам кусок картона в качестве своеобразного блайндера.
Ежедневная прогулка. Для многих регулярные ежедневные прогулки были необходимы для работы мозга. Сорен Кьеркегор считал свои творческие находки, рожденные во время прогулки, столь вдохновляющими, что часто спешил вернуться к письменному столу и садился писать, не снимая шляпы и не откладывая трость или зонтик. Чарльз Диккенс прославился трехчасовыми прогулками каждый день после обеда — то, что он наблюдал во время этих прогулок, зачастую становилось частью его сочинений. Чайковский обходился двухчасовой прогулкой, но не возвращался ни на минуту раньше, убежденный, что даже такой маленький самообман может привести его к болезни. Бетховен совершал длительные прогулки после обеда и носил с собой карандаш и бумагу на случай вдохновения. Эрик Сати делал то же самое во время своих долгих прогулок из Парижа в рабочий пригород, где он жил, и останавливался под уличными фонарями, чтобы записать мысли, возникшие в пути; по слухам, когда эти фонари были отключены в военные годы, его продуктивность тоже снизилась.
Метрики для отслеживания результативности. Энтони Троллоп писал всего три часа в день, но требовал от себя темпа 250 слов за 15 минут. И если он заканчивал роман, над которым работал, до истечения дневной трехчасовой нормы, то в оставшееся время сразу же начинал новую книгу. Эрнест Хемингуэй также вел учет своего ежедневного объема слов в виде графике — «чтобы не обманывать себя». Б.Ф.Скиннер начинал и прекращал свои писательский труд, установив таймер, а также «тщательно вычерчивал на графике количество часов, в течение которых он писал, и количество слов, которые он произвел».
Четкая грань между важной работой и «занятостью». До появления электронной почты люди писали письма. Это удивительно, как много времени каждый человек выделял только на ответы на письма! Многие делили день на настоящую работу (например, сочинение или рисование утром) и занятость (ответы на письма во второй половине дня). Другие обращались к занятости, когда настоящая работа не ладилась. При всем огромном количестве корреспонденции у исторических гениев было одно большое преимущество над современными людьми: их почта приходила по расписанию, а не сыпалась постоянным потоком в мессенджеры, как сейчас.
Умение прекращать работу, пока еще находишься «в ударе», а не в тупике. Хемингуэй говорил так: «нужно писать, пока вы еще чувствуете увлеченность и знаете, что произойдет с вашими героями дальше. И тогда остановиться и пожить с этим до следующего дня, когда вы снова возьметесь за дело». Артур Миллер утверждал: «я не верю в идею выжимания из себя всего до последней капли. Я верю в то, что нужно встать из-за пишущей машинки, пока мне еще есть что сказать». Большая часть творческих людей писали свои произведения утром, затем прерывались на обед и прогулку, 1-2 часа отвечали на письма и заканчивали свою работу к двум-трем часам дня. Исключением был Вольфганг Амадей Моцарт, который вставал в 6 утра, проводил день в суете из уроков музыки, концертов и светских мероприятий и часто ложился спать только в час ночи. «Я понял, что тот, кто устал и нуждается в отдыхе, но продолжает работать все так же – дурак» — писал Карл Юнг. Ну, или Моцарт.
Поддерживающий партнер. Марта Фрейд, жена Зигмунда, «раскладывала его одежду, выбирала носовые платки и даже наносила зубную пасту на его зубную щетку» — описывает Керри Мэйсон в своей книге. Гертруда Стайн предпочитала творить на свежем воздухе, глядя на пейзажи, камни и пасущихся коров, поэтому во время поездок во французскую деревню Гертруда сидела на травке, в то время как Элис Б. Токлас отгоняла от нее коров. Жена Густава Малера подкупала соседей билетами в оперу, чтобы они не шумели, пока он сочиняет, хотя и была горько разочарована, когда он заставил ее отказаться от собственной многообещающей музыкальной карьеры. Сестра Джейн Остин, Кассандра, взяла на себя большую часть домашних обязанностей, чтобы у Джейн было время писать — «я не могу представить себе сочинительство, если голова заполнена бараньими костями и дозами ревеня» — однажды написала Джейн. Энди Уорхол каждое утро звонил другу и соавтору Пэту Хакетту, подробно рассказывая о делах предыдущего дня. «Ведение дневника», как они это называли, могло длиться целых два часа — Хакетт послушно делал записи и печатал их на машинке, каждое буднее утро с 1976 года вплоть до смерти Уорхола в 1987 году.
Ограниченная социальная жизнь. Один из любовников Симоны де Бовуар описал это следующим образом: «не было ни вечеринок, ни приемов, ни буржуазных ценностей… Это была простая незагруженная жизнь, специально обустроенная так, чтобы она могла заниматься своей работой». Марсель Пруст «в 1910 году принял сознательное решение уйти от общества» — пишет Керри. Пабло Пикассо и его подруга Фернанда Оливье позаимствовали у Стайн и Токлас идею воскресенья как «домашнего дня» — так они могли избавиться от «дружеских обязательств» хотя бы на один день в неделю.
Эта заключительная привычка — относительная изоляция – может восприниматься менее привлекательной, чем другие. И все же в этом что-то есть. Сама идея того, чтобы организовать свое время и свою жизнь время так, как вам нравится, недостижима для большинства из нас…
Поэтому в заключение я хочу отметить тех, кто создавал великое, будучи ограниченным чужим распорядком. Например, Франсин Проуз, которая начинала писать, когда школьный автобус забирал ее детей, и прекращала, когда он привозил их обратно. Или Т. С. Элиот, которому стало гораздо легче писать, когда у него появилась стабильная работа в банке, и он перестал быть «голодным поэтом». И даже Ф. Скотт Фицджеральд, чьи ранние произведения были вписаны в строгий график, которому он следовал как молодой военный офицер. Эти его дни не были столь сказочными, как пропитанные джином ночи в Париже, случившиеся позже, однако они были гораздо более продуктивными – и несомненно, более щадящими для его печени. Если вам приходится следовать чужому расписанию, это может раздражать, но в тоже время это структурирует жизнь, помогая не сбиться с пути.
Распорядок дня создает путь, который мы проходим в течение каждого дня. Не так важно, прокладываем ли мы его сами или следуем по тропе, созданной внешними ограничениями — главное, чтобы мы продолжали идти.
Оригинал статьи, перевод — Ольга Полякова
Вопросы выбора вашего индивидуального распорядка для эффективной работы и комфортной жизни можно проработать в рамках индивидуального коучинга. Присылайте свои запросы на https://t.me/olga_strela_coach
Рекомендации для вас:
5 Ключевых качеств победителей
Простой способ выбрать самую важную цель
Как правильно ставить цели? 3 признака нездоровых целей
Сила воли — не обязательно ключ к успеху
Как ставить перед собой смелые, но реалистичные цели
6 распространенных мифов о сне
Алкоголь и физические нагрузки — 7 правил для спортсменов
Что делать с постоянным чувством усталости?
Что делать спортсменам для адаптации при путешествиях со сменой часовых поясов?